Orphus
Главная / Публикации / О «бессердечном» модернизме
Читателю на заметку

Публикации Рахманинова

Рахманинов нападает
на «бессердечный» модернизм

Вчера, в одном из своих весьма нечастых интервью, Сергей Рахманинов вступил в спор с бытующим сейчас мнением, что современная музыка — дальнейший этап развития музыкального искусства. По его мнению, она являет собой лишь регресс. Он не верит тому, что из этого направления могут вырасти какие-то значительные произведения, потому что модернистам недостаёт основного — сердца.

Мистер Рахманинов, предполагая завтра отплыть в Европу, сказал, что отказывается сообщать о сочинениях, которые собирается писать. В самом начале следующего месяца он надеется выступить в Лондоне с Королевским филармоническим оркестром, затем немедленно отправится к себе в Швейцарию, где проведёт большую часть времени до своего возвращения в октябре в Америку.

Говоря о своём отношении к современной музыке, он добавил:

— Поэт Гейне однажды сказал: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка». Он бы не сказал этого, если бы услышал музыку сегодняшнего дня. Большей частью она не даёт ничего. Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца, но современная музыка не делает этого. Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом; она должна раскрывать глубокие чувства.

Что касается нынешних пианистов, то, по словам Рахманинова, нам не угрожает опасность остаться без больших виртуозов. Как крупнейшего пианиста, обладающего не только безупречной техникой, но и всем арсеналом пианистических средств, мистер Рахманинов назвал Иосифа Гофмана. Рахманинов отметил, что существует немало и других виртуозов, и особенно приятен факт, что среди молодых пианистов есть немало талантливых. Сам же Рахманинов получает огромное удовольствие от своего пианистического исполнительства и вовсе не собирается пренебречь им для того, чтобы полностью посвятить себя сочинению музыки.

Он сказал, что никогда не пытался сочинять в периоды своих сольных концертов. Своими лучшими сочинениями он считает «Всенощную» и «Колокола», произведения неизвестные в нашей стране.


© senar.ru, 2006–2017  @