Е. Г. Саксен-Альтенбургской

7 мая 1909 г.
[им. Ивановка, Тамбовской губ.]

Ваше высочество!

Вчера вечером вернулся в деревню «с ревизии», и сегодня сообщаю Вашему высочеству результаты моей поездки. Давая этот отчёт о состоянии Тамбовского музыкального Училища, я буду всё время помнить два вопроса, из-за которых я главным образом попал на ревизию выше названного Училища: это вопросы a) музыкальный и b) еврейский. В Тамбовском Училище из 12 преподавателей музыки 5 евреев; из 212 учащихся только 20 евреев. (Последняя справка со слов директора Старикова; документально проверить, конечно, не мог.)

Перехожу теперь к своим музыкальным впечатлениям. Я был на экзамене трёх преподавателей фортепиано: г-жи Богородицкой, Елагиной и г. Вебера (все русские) — лучшее впечатление, и я тут же скажу, что, судя по этому «Утру», дело в Училище поставлено недурно и правильно. Обрадовал меня и оркестр учащихся (около 30 человек), т. е. вернее самый факт возможности организовать такой оркестр в Тамбовском Училище, который может сносно сыграть хотя бы Симфонию Шуберта, которую мне удалось слышать. Худшее в оркестре — это духовые инструменты, т. е. именно сами инструменты, а не играющие на них. Кстати, эти инструменты принадлежат самому Училищу и полный ассортимент их был куплен директором Стариковым: чуть ли не за 180 рублей, кажется, — между тем как, например, один фагот, порядочный, стоит около 120 рублей. Таким образом Ваше высочество может судить, каковы эти инструменты. Я видел на «Утре» двух директоров местной Дирекции и позволил себе высказать пожелание, чтоб Дирекция пришла бы Училищу на помощь в этом вопросе. Узнал ещё, что почти весь этот ученический оркестр играет по вечерам в садовых оркестрах и клубных концертах. Против этого грустного факта возразить опять ничего не мог. Это вопрос, к сожалению, шкурный.

Перехожу опять к «Утру». Слышал трёх недурных скрипачей (два еврея, один русский), из которых один, самый младший (12 лет, еврей) очень талантливый. Слушал ещё двух баритонов. У обоих недурные голоса и поют недурно (оба русские, семинаристы). Затем идут пианисты и пианистки. Все старшего отделения и класса директора Старикова и его жены. Их играло всех семь человек (три русских и четыре еврея). Все оставили благоприятное впечатление, а одна из них, дочь директора Старикова, сыгравшая мне, с оркестром, Концерт Чайковского, исключительно талантливая и может быть сейчас же принята на 8-ой или 9-ый курс наших консерваторий, что я и посоветовал сделать. Таким образом, Ваше высочество, общее впечатление отрадное. Не надо также забывать, что я попал в Тамбовское Училище как снег на голову. У них был только один день для приготовлений. Это тоже можно учесть в хорошую сторону.

Г. Губернатора я не видел, т. е. я заезжал к нему, но его не было в Тамбове.

В заключение хочу довести до сведения Вашего высочества ещё один факт. Уезжая из Тамбова, меня поймал на вокзале репортёр какой-то тамбовской газеты и спросил у меня, что и как я нашёл. Я, в десяти словах, описал своё впечатление. Он спросил разрешения поведать моё мнение своим читателям. Я согласился. Основания моего согласия таковы: раз Училище стоит правильно, то публично высказанное о нём положительное мнение может принести ему скорее пользу, чем вред. Пишу об этом потому ещё, что твёрдо рассчитываю в каждом городе, куда буду ездить для ревизии, встречать такого же репортёра, который будет просить о том же — и мне кажется, что если мне нечего будет ругать, то пусть он и расхваливает в своём органе своё музыкальное Училище на славу музыкального дела, если только Ваше высочество не найдёт этого неправильным.

С глубоким почтением и уважением С. Рахманинов