Б. В. Асафьеву
[им. Ивановка, Тамбовской губ.]
Сочинения С. В. Рахманинова
Op. 1. | Concerto для фортепиано с оркестром. | 1-я часть написана в 1890 году. Исполнялась мной на ученическом концерте. Последние две части записаны летом 1891. | ||||
Op. 2. | Прелюдия и Восточный танец для виолончели с фортепиано. | 1891 | ||||
Op. 3. | Morceaux de fantaisie pour piano:
| Осень 1892 | ||||
Op. 4. | Романсы: | |||||
| 1891 | |||||
| 1891 | |||||
| 1889 | |||||
| Лето 1893 | |||||
Op. 5. | Фантазия (картины) для двух фортепиано в 4 руки:
| Лето 1893 | ||||
Op. 6. | Романс и Венгерский танец для скрипки с фортепиано. | Лето 1893 Кроме перечисленного, здесь был ещё написан тем же летом духовный концерт, исполнявшийся в Синодальном концерте. Хорошо помню, как в октябре месяце того же года встретился в последний раз с П. И. Чайковским, которому показывал «Утёс», и который со своей милой усмешкой сказал: «Чего только Серёжа не написал за это лето! И поэму, и концерт, и сюиту, и т. д.!.. Я же написал только одну симфонию!» Симфония эта была шестой и последней. | ||||
Op. 7. | «Утёс». Фантазия для оркестра. | |||||
Op. 8. | Романсы:
| Октябрь 1893 | ||||
Op. 9. | Элегическое трио. | Ноябрь 1893 | ||||
Op. 10. | Morceaux de salon pour piano:
| Декабрь 1893 — январь 1894 | ||||
Op. 11. | Шесть пьес для фортепиано в 4 руки:
| Весна 1894 | ||||
Op. 12. | Capriccio bohemien pour grand orchestre. | Лето 1894 | ||||
Op. 13. | 1-я Симфония. | Январь — август 1895 | ||||
Op. 14. | Романсы:
| Сентябрь 1896 | ||||
Op. 15. | Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано:
| Были помещены сначала в литературном журнале в 1895 году, издаваемом Д. Тихомировым. Название журнала не помню. | ||||
Op. 16. | Six moments musicaux pour piano:
| Октябрь — декабрь 1896 | ||||
Op. 17. | 2-я сюита для двух фортепиано в 4 руки: | |||||
| Декабрь 1900 | |||||
| Апрель 1900 | |||||
Op. 18. | Второй концерт для фортепиано с оркестром. | 2-я и 3-я части написаны осенью 1900. Исполнялись в декабре 1900. Закончен в апреле 1901. | ||||
Op. 19. | Соната для виолончели с фортепиано. | Лето 1901 | ||||
Op. 20. | «Весна». Кантата на текст Н. А. Некрасова, для баритона и оркестра. | Январь — февраль 1902 | ||||
Op. 21. | Романсы: | |||||
| Март 1900 | |||||
| Апрель 1902 | |||||
Op. 22. | Вариации на тему Шопена для фортепиано. | Август 1902 — февраль 1903 | ||||
Op. 23. | 10 Préludes:
| Весь 1903 год | ||||
Op. 24. | «Скупой рыцарь». Опера в трёх картинах. Текст Пушкина. | Сочинён в августе 1903 г. Закончен в феврале 1904. | ||||
Op. 25. | «Франческа да Римини». Опера в двух картинах, с прологом. Текст М. Чайковского. | Написана летом 1904 г. за исключением сцены Паоло и Франчески (2-я картина), сочинённой ещё в 1900 году в июле месяце. | ||||
Op. 26. | Романсы:
| Лето 1906 | ||||
Op. 27. | 2-я Симфония (e-moll). | Октябрь 1906 — апрель 1907 | ||||
Op. 28. | Соната (d-moll) для фортепиано. | Январь — февраль 1907 | ||||
Op. 29. | «Остров мёртвых». Симфоническая поэма для оркестра. | Весна 1909 | ||||
Op. 30. | Третий концерт для фортепиано с оркестром. | Лето 1909 | ||||
Op. 31. | Литургия св. Иоанна Златоуста. | Лето 1910 | ||||
Op. 32. | 13 Préludes:
| Лето 1910 | ||||
Op. 33. | 9 Etudes-Tableaux:
| 6 этюдов op. 33. Лето 1911. Зачёркнутые лежат у меня в столе. Напечатаны не будут. | ||||
Op. 34. | Романсы: | |||||
| Лето 1912 | |||||
| Апрель 1915 | |||||
Op. 35. | «Колокола». | Январь — апрель 1913 | ||||
Op. 36. | 2-я Соната. | Январь — август 1913 | ||||
Op. 37. | Всенощное бдение. | Январь — февраль 1915 | ||||
Op. 38. | Шесть стихотворений для голоса с фортепиано:
| Август — ноябрь 1916 | ||||
Op. 39. | (8) Etudes-Tableaux: 9 Этюдов
| |||||
Сочинения без обозначения opus’а: | ||||||
«Алеко». Опера. Экзаменационная задача. | Март — апрель 1892 | |||||
«Пантелей-целитель». Хор. | Июнь — июль 1900 | |||||
Письмо к К. С. Станиславскому. | 1908, осенью | |||||
Полька. | Март 1911 | |||||
«Сирень», транскрипция для фортепиано. | Декабрь 1914 | |||||
Из Евангелия от Иоанна (гл. XV, ст. 13). | 1914, осенью | |||||
Многоуважаемый Борис Владимирович! Отвечаю на Ваши вопросы.
1) «Колокола» (клавир) Вам высланы.
2) Новые этюды из печати вышли.
3) Вариации 22-й opus играл в сокращённом и изменённом виде. Предполагаю внести поправки в новую редакцию.
4) Теперь про Симфонию op. 13. Что сказать про неё?! Сочинена она в 1895 году. Исполнялась в 1897. Провалилась, что, впрочем, ничего не доказывает. Проваливались хорошие вещи неоднократно и ещё чаще плохие нравились. До исполнения Симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После первого прослушивания — мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на середине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспренного... Симфония очень плохо инструментована и так же плохо исполнялась (дирижёр Глазунов). После этой Симфонии не сочинял ничего около трёх лет» Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины...
Если Вам понадобится что-либо ещё от меня узнать, пожалуйста, пишите. Мой летний адрес: Москва, Кузнецкий мост, 6, Магазин Российского музыкального издательства.
С искренним уважением С. Рахманинов