Б. В. Асафьеву

13 апреля 1917 г.
[им. Ивановка, Тамбовской губ.]

Сочинения С. В. Рахманинова

Op. 1. Concerto для фортепиано с оркестром. 1-я часть написана в 1890 году. Исполнялась мной на ученическом концерте. Последние две части записаны летом 1891.
Op. 2. Прелюдия и Восточный танец для виолончели с фортепиано. 1891
Op. 3. Morceaux de fantaisie pour piano:
  1. Elégie
  2. Prélude
  3. Mélodie
  4. Polichinelle
  5. Sérénade
Осень 1892
Op. 4. Романсы:
  1. О, нет, молю, не уходи
1891
  1. Утро
1891
  1. В молчаньи ночи тайной
1889
  1. Не пой, красавица
  2. Уж ты, нива моя
  3. Давно ль, мой друг
Лето 1893
Op. 5. Фантазия (картины) для двух фортепиано в 4 руки:
  1. Баркарола
  2. И ночь, и любовь
  3. Слёзы
  4. Светлый праздник
Лето 1893
Op. 6. Романс и Венгерский танец для скрипки с фортепиано. Лето 1893
Кроме перечисленного, здесь был ещё написан тем же летом духовный концерт, исполнявшийся в Синодальном концерте. Хорошо помню, как в октябре месяце того же года встретился в последний раз с П. И. Чайковским, которому показывал «Утёс», и который со своей милой усмешкой сказал: «Чего только Серёжа не написал за это лето! И поэму, и концерт, и сюиту, и т. д.!.. Я же написал только одну симфонию!» Симфония эта была шестой и последней.
Op. 7. «Утёс». Фантазия для оркестра.
Op. 8. Романсы:
  1. Речная лилея
  2. Дитя, как цветок, ты прекрасна
  3. Дума
  4. Полюбила я на печаль свою
  5. Сон
  6. Молитва
Октябрь 1893
Op. 9. Элегическое трио. Ноябрь 1893
Op. 10. Morceaux de salon pour piano:
  1. Nocturne
  2. Valse
  3. Barcarolle
  4. Mélodie
  5. Humoresque
  6. Romance
  7. Masurka
Декабрь 1893 — январь 1894
Op. 11. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки:
  1. Баркарола
  2. Скерцо
  3. Русская песня
  4. Вальс
  5. Романс
  6. Слава
Весна 1894
Op. 12. Capriccio bohemien pour grand orchestre. Лето 1894
Op. 13. 1-я Симфония. Январь — август 1895
Op. 14. Романсы:
  1. Я жду тебя
  2. Островок
  3. Давно в любви
  4. Я был у ней
  5. Эти летние ночи
  6. Тебя так любят все
  7. Не верь мне, друг
  8. О, не грусти
  9. Она, как полдень, хороша
  10. В моей душе
  11. Весенние воды
  12. Пора
Сентябрь 1896
Op. 15. Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано:
  1. Славься
  2. Ночка
  3. Сосна
  4. Задремали волны
  5. Неволя
  6. Ангел
Были помещены сначала в литературном журнале в 1895 году, издаваемом Д. Тихомировым.
Название журнала не помню.
Op. 16. Six moments musicaux pour piano:
  1. Andantino (b-moll)
  2. Allegretto (es-moll)
  3. Andante cantabile (h-moll)
  4. Presto (e-moll)
  5. Adagio sostenuto (Des-dur)
  6. Maestoso (C-dur)
Октябрь — декабрь 1896
Op. 17. 2-я сюита для двух фортепиано в 4 руки:
  1. Introduction
  2. Valse
Декабрь 1900
  1. Romance
  2. Tarantelle
Апрель 1900
Op. 18. Второй концерт для фортепиано с оркестром. 2-я и 3-я части написаны осенью 1900. Исполнялись в декабре 1900.
Закончен в апреле 1901.
Op. 19. Соната для виолончели с фортепиано. Лето 1901
Op. 20. «Весна». Кантата на текст Н. А. Некрасова, для баритона и оркестра. Январь — февраль 1902
Op. 21. Романсы:
  1. Судьба (к 5-й Симфонии Бетховена)
Март 1900
  1. Над свежей могилой
  2. Сумерки
  3. Оне отвечали
  4. Сирень
  5. Отрывок из А. Мюссе
  6. Здесь хорошо
  7. На смерть чижика
  8. Мелодия
  9. Перед иконой
  10. Я не пророк
  11. Как мне больно
Апрель 1902
Op. 22. Вариации на тему Шопена для фортепиано. Август 1902 — февраль 1903
Op. 23. 10 Préludes:
  1. fis-moll
  2. B-dur
  3. d-moll
  4. D-dur
  5. g-moll
  1. Es-dur
  2. c-moll
  3. As-dur
  4. es-moll
  5. Ges-dur
Весь 1903 год
Op. 24. «Скупой рыцарь». Опера в трёх картинах. Текст Пушкина. Сочинён в августе 1903 г.
Закончен в феврале 1904.
Op. 25. «Франческа да Римини». Опера в двух картинах, с прологом. Текст М. Чайковского. Написана летом 1904 г. за исключением сцены Паоло и Франчески (2-я картина), сочинённой ещё в 1900 году в июле месяце.
Op. 26. Романсы:
  1. Есть много звуков
  2. Всё отнял у меня
  3. Мы отдохнём
  4. «Два прощанья» — диалог
  5. Покинем, милая
  6. Христос воскресе
  7. К детям
  8. Пощады я молю
  9. Я опять одинок
  10. У моего окна
  11. Фонтан
  12. Ночь печальна
  13. Вчера мы встретились
  14. Кольцо
  15. Проходит всё
Лето 1906
Op. 27. 2-я Симфония (e-moll). Октябрь 1906 — апрель 1907
Op. 28. Соната (d-moll) для фортепиано. Январь — февраль 1907
Op. 29. «Остров мёртвых». Симфоническая поэма для оркестра. Весна 1909
Op. 30. Третий концерт для фортепиано с оркестром. Лето 1909
Op. 31. Литургия св. Иоанна Златоуста. Лето 1910
Op. 32. 13 Préludes:
  1. C-dur
  2. b-moll
  3. E-dur
  4. e-moll
  5. G-dur
  6. f-moll
  7. F-dur
  1. a-moll
  2. A-dur
  3. h-moll
  4. H-dur
  5. gis-moll
  6. Des-dur
Лето 1910
Op. 33. 9 Etudes-Tableaux:
  1. f-moll
  2. C-dur
  3. [c-moll]
  4. [a-moll]
  5. [d-moll]
  1. es-moll
  2. Es-dur
  3. g-moll
  4. cis-moll
6 этюдов op. 33.
Лето 1911.
Зачёркнутые лежат у меня в столе. Напечатаны не будут.
Op. 34. Романсы:
  1. Муза
  2. В душе у каждого из нас
  3. Буря
  4. Ветер перелётный
  5. Арион
  6. Воскрешение Лазаря
  7. Не может быть
  8. Музыка
  9. Ты знал его
  10. Сей день я помню
  11. Оброчник
  12. Какое счастье
  13. Диссонанс
Лето 1912
  1. Вокализ
Апрель 1915
Op. 35. «Колокола». Январь — апрель 1913
Op. 36. 2-я Соната. Январь — август 1913
Op. 37. Всенощное бдение. Январь — февраль 1915
Op. 38. Шесть стихотворений для голоса с фортепиано:
  1. Ночью в саду у меня
  2. К ней
  3. Маргаритки
  4. Крысолов
  5. Сон
  6. «Ау»
Август — ноябрь 1916
Op. 39. (8) Etudes-Tableaux:
9 Этюдов
  1. c-moll
  2. a-moll
  3. fis-moll
  4. h-moll
  5. es-moll
  1. a-moll
  2. c-moll
  3. d-moll
  4. D-dur
Сочинения без обозначения opus’а:
«Алеко». Опера. Экзаменационная задача. Март — апрель 1892
«Пантелей-целитель». Хор. Июнь — июль 1900
Письмо к К. С. Станиславскому. 1908, осенью
Полька. Март 1911
«Сирень», транскрипция для фортепиано. Декабрь 1914
Из Евангелия от Иоанна (гл. XV, ст. 13). 1914, осенью

Многоуважаемый Борис Владимирович! Отвечаю на Ваши вопросы.

1) «Колокола» (клавир) Вам высланы.

2) Новые этюды из печати вышли.

3) Вариации 22-й opus играл в сокращённом и изменённом виде. Предполагаю внести поправки в новую редакцию.

4) Теперь про Симфонию op. 13. Что сказать про неё?! Сочинена она в 1895 году. Исполнялась в 1897. Провалилась, что, впрочем, ничего не доказывает. Проваливались хорошие вещи неоднократно и ещё чаще плохие нравились. До исполнения Симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После первого прослушивания — мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на середине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспренного... Симфония очень плохо инструментована и так же плохо исполнялась (дирижёр Глазунов). После этой Симфонии не сочинял ничего около трёх лет» Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины...

Если Вам понадобится что-либо ещё от меня узнать, пожалуйста, пишите. Мой летний адрес: Москва, Кузнецкий мост, 6, Магазин Российского музыкального издательства.

С искренним уважением С. Рахманинов