О. Респиги
[Нью-Йорк]
Дорогой Мэтр!
La Société Anonyme des Grandes Editions Musicales сообщает мне, что Вы согласились оркестровать некоторые из моих «Этюдов-картин».
Эта добрая весть очень обрадовала меня, так как я убеждён в том, что «Этюды», побывав в Ваших руках Мэтра, зазвучат чудесно.
Разрешите мне, Мэтр, дать Вам несколько пояснений, касающихся тайн авторского замысла, которые, по моему убеждению, помогут Вам лучше понять характер этих «Этюдов» и, оркеструя их, найти нужные краски. Итак, я хотел бы посвятить Вас в программу этих «Этюдов».
Первый этюд (a-moll) — это море и чайки.
Второй этюд (a-moll) — вдохновлён образами Красной Шапочки и Волка.
Третий этюд (Es-dur) — это ярмарочная сцена.
Четвёртый этюд (D-dur) — того же характера, напоминающий восточный марш.
Пятый этюд (c-moll) — похоронный марш, на котором мне бы хотелось остановиться несколько подробнее. Я уверен, что Вы не станете смеяться над этим капризом автора. Итак, главная тема — это марш. Другая тема представляет собой хоровую песню. В части, начинающейся движением шестнадцатыми в c-moll и немного далее в es-moll, я представляю себе мелкий, непрестанный и безнадёжный дождик. Развитие этого движения достигает кульминации в c-moll, это церковный звон. Наконец, финал — это начальная тема или марш.
Вот и всё. Если эти детали не наскучили Вам и Вы бы хотели получить ещё какие-то сведения, я к Вашим услугам.
Примите же, дорогой Маэстро, выражение моих самых сердечных и искренних чувств.
С. Рахманинов