Н. С. Морозову

[28 марта]/10 апреля 1906 г.
[Флоренция]

Милый друг Никита Семёнович, твоё письмо я получил дней пять назад, как раз на следующий день после того, как отправил тебе сценарий. Я не отвечал тебе сразу, потому что хотел с себя снять душевное бремя, в виде партитуры «Скупого Рыцаря». Сегодня я кончил наконец поправку; многое переделал вновь и сегодня же я отправил партитуру в Лейпциг. Теперь мне стало полегче, т. е. впереди одна поправка «Франчески» только. Затем я свободен для другой работы. Я до сих пор ещё не видел ни одной галереи. Заходил только смотреть некоторые соборы и во все сады и парки во время гулянья. По этой части я осмотрел всё, кажется, и от всего в восторге, главным же образом от Boboli-Garten и площади Микель-Анджело. Хотя, как я уже сказал выше, я не видал галерей, но виды с площади и с Boboli, пожалуй, лучше, или не хуже всяких картин. Мы так и не нашли себе подходящей квартиры. Решили пока так. Так как мне, пока я занят поправками партитур, не надо инструмента, то мы остаёмся здесь у Лукези в пансионе. Тут недурно и недорого. Платим за четырёх нас и за две комнаты 24 франка в день полный пансион. На «Франческу» уйдёт ещё дней десять. Если же мне понадобится после этого рояль, то Madam Лукези предлагает мне (кажется безвозмездно — не выяснил ещё) комнату у неё, в подвальном этаже, где даже и пианино стоит, на котором играет её брат. Там мне разрешено играть от 9 до 1, и от 3 до 6-ти часов. Это, по-моему, удобно, да и в самом крайнем случае проживём здесь до 1-го мая н/ст, т. е. недолго придётся сидеть в подвале, а там переедем на море.

Теперь по поводу «Саламбо». Мне было очень неприятно узнать, что сюжет этот тебе не нравится. Главным образом неприятно оттого, что ты не вникнешь во всё то, что я тебе сказал в первом письме. А раз не вникнешь, то и на недостатки не укажешь. Вот это хуже всего. А мне сюжет нравится в общем. И многое там «музыкально». Не удовлетворён я только концом 1-ой картины (по плану своего сценария). Нельзя ли там что-нибудь выдумать кстати. Хоть какой-нибудь хор. Теперь мне также кажется, что Таанах можно бы было дать пропеть и поиграть, как у Флобера. Всё-таки я прошу тебя просмотреть мой сценарий и проверить его по книжке, т. е. прочесть все монологи, которые войдут в либретто, но которые я тебе не выписывал. Может быть, эти отдельные сцены тебе и понравятся и ты мне поможешь каким-нибудь советом. Видал ли ты Свободина? А он что сказал? Хотя его мнением пока мало интересуюсь. Вообще, я жажду услышать возражений на мой сценарий, затем каких-нибудь поправок и, наконец, хотя одну картину слов, чтоб что-нибудь начать делать, если только меня не раскритикуют окончательно.

У Вас в Москве всё, по-видимому, обстоит благополучно. Не вызывает ли только победа кадетов каких-нибудь беспорядков? Как вы поживаете? Как жена и дети? Напиши что-нибудь и поскорее.

Твой С. Р.

Мой адрес тот же. Пиши или Poste restante или Pension Lucchesi, Lungarno della Zecca, 16, как на конверте.