А. А. Брандукову
[Марина-ди-Пиза]
Дорогой мой Анатолий, полчаса назад получил твоё письмо. Очень порадовался, и очень смеялся над ним. Ты прав! Школа филармонии не блещет именами, и надо многих вновь звать. Согласно твоей просьбе, назову тебе некоторые имена.
Теория — И. Н. Протопопов. Человек знающий, деловой и работающий.
Флейта — советую взять Ямика. Ученик Кречмана и 1-ая флейта Большого Театра. Великолепный флейтист!
Контрабас — или Нацкий, или Шмукловский. Первый из них второй контрабасист Большого Театра, а второй — первый контрабасист Большого Театра. Нацкого ставлю вперёд потому, что он мне кажется серьёзнее и дельнее.
Из профессоров пения советовал всегда и консерватории, и филармонии попробовать Н. Салину из театра. Она совсем неизвестна как преподавательница, но она сама такая работница, такая талантливая и такая умная, что из неё наверно прок выйдет. Тем паче, что Ваши «присяжные» профессора пения — ни к чёрту не годятся. Попробуйте её взять! Мне кажется, хорошо выйдет. Женщина «тонкая»!
Относительно меня теперь. Ты меня просишь взять пять концертов. Как же я могу? Ведь я взял все симфонические концерты. Разве мне там разрешат дирижировать у Вас? Спросите у Б. П. Юргенсона разрешение. Разве они позволят? Сомневаюсь! Да и тяжело мне будет. У меня ещё три русских симфонических.
В заключение хочу от души поздравить тебя с новой должностью. Очень рад, что мы будем хоть в одном городе, если уж нам нельзя и не приходится встречаться в одном учреждении.
Твой С. Рахманинов
А относительно профессоров рояля — сам ищи. Странная вещь. Хороших пианистов — множество, а хорошего профессора найти мудрено. Где они — не знаю!!