М. С. Керзиной
[Дрезден]
Многоуважаемая Марья Семёновна.
Пишу Вам только несколько слов, так как времени свободного совсем нет и не остаётся — от собственной работы и спешной корректуры Трио для Вашего концерта. Оттиски Трио и голоса, наверно, уже получены исполнителями! Завтра я вышлю, вероятно, свой экземпляр, проверенный и просмотренный, дабы исполнители внесли все найденные и исправленные ошибки в свои ноты. Вы мне пишете ещё, что хотели бы в этот концерт включить в программу или Сюиту, или Solo фортепиано. Зачем, Марья Семёновна? По-моему, концерт и так велик. Не забывайте, что Трио идёт около 50 минут и должно занимать целое последнее отделение. Говорю «последнее», оттого, что после этого Трио ничего нельзя ставить, настолько оно грузное и тяжёлое. Остаётся одно 1-е отделение. Разве 15 романсов недостаточно? Мне кажется, если Вы найдёте этого недостаточным, прибавить лучше ещё около пяти старых романсов? Лучше же всего оставить так: 15 романсов и Трио. Тогда концерт будет вполне в моём вкусе: недлинный.
Вы спрашиваете ещё про Бочарова?! Я его никогда не слыхал, так что вполне подчиняюсь Вашему вкусу, только всё-таки в этом случае прошу «Христос Воскрес» отдать Грызунову.
Если Вы находите ещё, что Киселевской трёх романсов много, дайте ей меньше. Мне всё равно. Теперь я ответил на все вопросы.
Очень радуюсь, что Аркадий Михайлович поправляется. Это ничего, что не быстро — лишь бы на поправку.
Мой сердечный привет Вам и ему.
С. Рахманинов