М. А. Слонову

14 декабря 1892 г.
[Москва]

Вот психопат, захотел, чтобы я тебе написал всю программу в телеграмме. Ты там тронулся совсем. Насколько я понял, концерт назначен 28-го. Помни только денег побольше мне и притом высылай живей на дорогу, притом опять побольше. И в конце концов промотаю я здесь эти деньги и не приеду, а тебя посадят в кутузку, что будет крайне интересно и чрезвычайно любопытно. Мой приезд зависит от Орла, куда меня пригласили играть, чем раньше будет там концерт, тем раньше я приеду в Харьков; в крайнем случае приеду 27-го. Зайди к Просперо и скажи ему, чтобы он приготовился к приезду знаменитого психопата. Это я всё балаганю. В общем, стал за последнее время ещё больше хандрить.

Одно было для меня после твоего отъезда приятное событие, это вот в чём состоит. — Один петербургский рецензент пришёл к Чайковскому (после представления «Иоланты») для интервью. И вот Чайковский говорит рецензенту, что ему нужно бросать писать и давать дорогу молодым силам. На вопрос того, разве они есть, Чайковский отвечает: да, — и называет в Петербурге Глазунова, а в Москве меня и Аренского. Это было мне действительно приятно. Спасибо старику, что не позабыл меня. После того как прочитал, сел за фортепиано и сочинил пятую вещь. Так и буду издавать пять вещей.

Затем до приятного и довольно скорого свидания.

С. Рахманинов

Просмотри, нет ли ошибок в программе.

Программа

    1. Impromptu
    2. Valse (Des-dur)
    3. Berceuse
    4. Valse (As-dur)
    5. Polonaise
Шопена
  1. Мишка Слонов доказывает земли вращение
    1. Des Abends
    2. Aufschwung
Шумана
    1. 12-я рапсодия
Листа

Антракт

    1. Elégie
    2. Prélude
    3. Mélodie
    4. Polichinelle
    5. Sérénade
Рахманинова
  1. Мишка Слонов доказывает всю несостоятельность доводов Деруледа в Панамской пертурбации
    1. Valse-Impromptu — Листа
    2. Баркарола — Рубинштейна
    3. Фантазия на мотивы из оперы «Евгений Онегин» Чайковского — Пабста

Потом я беру деньги и уезжаю. Самый приятный момент.